Крылова Александра Владимировна

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения
(Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова)

«МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Центральное место в современном гуманитарном знании занимают проблемы человека. Для музыкознания эта проблематика не менее актуальна. Значимость ее определена тем, что в информационном обществе музыка становится неотъемлемой частью социума, включаясь не только в художественные контексты, но и прозаически бытийные. Музыкальные форматы ТВ и радио каналов, аудио реклама, бытовая аудиотехника, музыка в торговых центрах как часть маркетинговых технологий, музыка в системе сотовой связи… Не продолжая далее, отметим очевидное: человек живет в напряженном поле аудио информации, мощно воздействующей на мышление, этику, мораль, представления о ценностях бытия.

Одним из доминантных факторов в формировании картины мира современного homo sapiens «плывущего по волнам» безбрежного информационного пространства, занимает реклама. Аудиопресинг рекламных саундтреков создает пространство «высокого напряжения». Какое воздействие оказывает реклама, в том числе и ее звуковая составляющая, на массовое сознание, какие ценности она настойчиво предлагает человеку, и каким он - человек становится, принимая и усваивая их? На самом деле глубокого научно обоснованного анализа вопросы эти до сих пор не получили, хотя, казалось бы, лежат на поверхности. О том же, сколь они важны, говорит уже многообразие функций, которые сегодня реклама выполняет в обществе - экономические, интеграционные, информативные, образовательные. В этом ряду особенно значимой для социума является ценностно ориентирующая ее функция.

Ценностные ориентации, обозначенные в смысловом поле рекламы, мощно воздействуют на массовое сознание не только в силу их эмоциональной позитивности или использования интервентных психологических методик, но и потому, что транслируются общественному сознанию как готовые смыслы и стереотипы поведения. Анализ «качества» ценностей, продвигаемых рекламой, способен выделить совокупность ориентиров, формирующих «картину мира» современного человека. Он также способен (поскольку речь идет не только об отдельной личности, но об огромном большинстве), обозначить доминантные ценностные дефиниции, которые во многом предопределяют идеологическую платформу массового сознания. С целью решения этих задач, был произведен статистический обсчет ценностей, тиражируемых в рекламных слоганах. Базу данных составили 5000 слоганов, собранных лабораторией Южно-Российского гуманитарного института. В результате удалось выделить двенадцать безусловных «лидеров». Это - качество, новизна, здоровье, удовольствие, красота, жизнь, совершенство, индивидуальность, лидерство, авторитетность, удобство и забота. Смысловое наполнение этой ценностной шкалы показательно, поскольку суммарно представляет некий портрет современника, обладающего или хотя бы ориентирующего свою жизнь на те ценности, которые постоянно и в огромном количестве смысловых инвариантов предлагает реклама во всех ее жанровых ипостасях. Из приведенного перечня следует, что совершенная концепция качества жизни определена здоровьем тела, физической красотой, удобствами, постоянной новизной удовольствий. Именно это – гарант имиджа успешной, индивидуальной, авторитетной и, безусловно, лидирующей личности, главной проблемой которой является забота о себе – сохранении здоровья, молодости, красоты, удобств и удовольствий!

Какую роль играет музыка в продвижении этой модели? Существенную, учитывая прямое обращение музыкального ряда к эмоциональному восприятию. Выполняя функцию декора в контексте целого, рекламный саундтрек активизирует акт внушения и привносит дополнительные смысловые ракурсы. Следует отметить, что первостепенно значимыми в «диагностике» соответствия избранного музыкального материала смысловой сути конкретной ценностной позиции являются эмоциональный характер музыки и жанрово-стилевая его ориентация. Так «качество», как некая эталонная ценностная величина, воплощается посредством апелляции к барочным и классическим образцам музыкального искусства. Например, соната В.Моцарта До мажор (начальный период первой части с сокращенной и измененной каденцией, K.N 545) в ролике салона интерьерного дизайна «Высокие отношения» идеально соответствует продвигаемой идее высочайшего качества и стиля. Известная телевизионная реклама творожно-шоколадного сырка из серии чудо-йогуртовых товаров, «упакованных» в рамках рекламного мифа в высокие ценностные категории «красоты» и «волшебности», усиливает свое влияние на аудиторию, используя красочную музыку арабского танца М.И.Глинки из «Руслана и Людмилы». Из танцевальной сюиты «Восточных танцев» третьего действия оперы избран именно арабский танец, в наибольшей степени олицетворяющий Восток, который в массовом представлении тесно переплетается со сказочностью - арабскими сказками «Тысяча и одна ночь» (или, как минимум, с диснеевским мультсериалом «Лампа Алладина»). Реклама курортного комплекса Дагомыс, вербальный ряд которой построен на акцентировке ценностной категории «удовольствие», использует музыку, которая в сознании потребителя глубинно ассоциируется с праздником, а именно, фрагмент из знаменитой польки Иоганна Штрауса «Анна».

Приведенные смысловые параллели, которые могут быть преумножены, в большой степени примитивны и иллюстративны, и тем не менее они важны, поскольку именно ими обозначен тот «верхний», но наиболее активный слой смыслов, считываемых и усваиваемых коллективным сознанием массовой аудитории рекламного продукта, мощно воздействующих на человека, обреченного на восприятие беспрерывного звукового потока рекламной информации.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ЛИДИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ


Вернуться к списку участников

Комментариев нет: