Бунина Татьяна Анатольевна

студентка III курса
(РАМ им. Гнесиных)

«ФАНТАЗИЯ У. ДИСНЕЯ КАК ФЕНОМЕН НОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

ХХ век – век стремительного развития экранной культуры. Современные исследователи считают ее «принципиально новой парадигмой коммуникации между людьми», дополняющей и вытесняющей традиционные письменную и устную. Что получится, если средствами экрана попытаться передать содержание музыкального произведения? Одним из первых опытов такого рода стала «Фантазия» У.Диснея, почти двухчасовой мультфильм, поставленный целиком на классическую музыку. Премьера состоялась 13 ноября 1940 года в Нью-Йорке, на легендарном Бродвее, и вызвала самые противоречивые отзывы критиков: от утверждения несомненной сенсационности нового проекта до признания его опошляющим общепризнанные музыкальные шедевры.

Бослей Кровтер: «Фантазия сенсационна, более сенсационна, чем какое-либо произведение, когда-либо выходившее на хкран. Это творение, полное шарма и интригующей новизны, оно адресовано непосредственно воображению зрителя».

Кристофер Финч: «Кентаврессы не лишены шарма и напоминают студенток из приличной американской семьи».

Трауберг: «Все это неслыхано по изобретательности и - поспешим заверить – необычайно смешно (чего стоит кокетливая кентавриха, которой ваксит копыто млеющий малыш!)»

Жорж Садуль: «Пасторальная симфония» «превращена Диснеем в балет, в котором убранные помпонами кентавры и пегасы отплясывают на Олимпе, украшенном, как провинциальное казино 1910 года».

«Фантазия» была совместным проектом У.Диснея и культового голливудского дирижера Л.Стоковского, которые считали, что создают «новый вид искусства». Ее можно рассматривать как своего рода комментарий к произведениям классической музыки, который был призван сделать их доступными для понимания широкой аудитории [1]. Это во многом определило и принципы соотношения музыкального и видео рядов, и форму целого, и использование определенного круга визуальных образов.

Замысел «Фантазии» начался с идеи снять мультфильм на скерцо П.Дюка «Ученик чародея» с Микки-Маусом в «главной роли», для осуществления которой Дисней пригласил Л.Стоковского. Однако проект увеличился до 12 произведений, из которых в окончательный вариант вошли только 8, помимо «Ученика чародея» это: Токката и фуга d-moll И.С.Баха, Сюита из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Весна священная» И.Стравинского, «Пасторальная симфония» Л.Бетховена, «Танец часов» Понтичелли, «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского и Ave Maria Ф.Шуберта. Решающее слово в выборе музыкальных фрагментов, видимо, принадлежало Стоковскому, который сделал еще и их обработки (переложения для оркестра, сокращения и перестановки, связанные с требованиями собственно анимации). Для объединения этих разнохарактерных фрагментов была избрана форма концерта, являющегося, по мнению исследователей, самым распространенным способом общения артистов и публики и предполагающем большое жанровое и стилистическое разнообразие входящих в него номеров [2]. Обычно концерт состоит из двух отделений с антрактом, и Дисней использует это как возможность ввести дополнительную интермедию с персонажем-Музыкой, которая демонстрирует зрителю, что такое звук, и как могут быть связаны звуковые и зрительные образы. Для более полного соблюдения концертного ритуала Дисней приглашает известного комментатора Метрополитен-опера, Димса Тайлора. Он и знакомит зрителя с замыслом мультфильма, предлагает свою классификацию музыкальных произведений, обосновывает закономерности интерпретации музыкальных фрагментов.

Для Диснея «Фантазия» стала продолжением поисков возможностей синхронизации музыки и видео. Впервые он ставит перед собой такую задачу в 1928 году, в «Пароходике Вилли». Через год он обращается к классической музыке: в «Танце скелетов» (1929) использованы произведения Сен-Санса и Грига, эксперименты продолжаются в мультфильмах из серии «Забавные мелодии» и в «Концерте оркестра» на Увертюру из «Вильгельма Телля» Россини (1932). Здесь он находит такой способ сочетания музыки и видео, при котором видеоряд создается на уже сочиненную музыку, и моменты действия соотносятся со строго ограниченными отрезками музыкального времени [3]. Этот метод работы применяется и в «Фантазии»: например, в «Пасторальной» симфонии смены монтажных планов координируются со сменой мотивов, появление нового тематического материала вызывает появление нового персонажа, ритм и характер движения рисованных героев соответствует музыкальным ритму и характеру движения. Выбор же визуальных образов обусловлен с одной стороны программой самих произведений, а с другой – потребностями массового зрителя.

По мнению исследователей, для произведений массовой культуры характерны оперирование предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой, консерватизм, занимательность, четкий сюжет, жесткое деление на жанры [4]. Все эти черты можно проследить в «Фантазии». Каждый из восьми фрагментов соответствует определенному жанру, признаки которого создаются за счет видеоряда. Например, «Пасторальная» симфония представлена как балетная интермедия на тему античных мифов, «Танец часов» - пародия на классический балет, «Весна священная» - научно-популярный фильм о жизни на Земле в доисторические времена, «Ночь на Лысой горе» - фильм ужасов и т.д. Любая из частей «Фантазии» - самостоятельная история, сюжет или идея которой просты и могут быть сформулированы в одном-двух предложениях, подобно рекламным слоганам. Например, Токката и фуга – «картины, которые могли бы возникнуть перед глазами слушателей в концертном зале: это дирижер, оркестр, абстрактные образы, такие как дождь, облака…», Ученик чародея – приключения Микки-Мауса, который, не научившись колдовать как следует, оживляет метлу и не знает, как потом с ней совладать, Танец часов - балетная сцена, в которой участвуют примы-страусы, крокодилы и бегемотихи. Обращаясь к программной музыке, Дисней достаточно вольно трактует ее сюжет, поступая с ним точно так же, как с сюжетами сказок для полнометражных мультфильмов: он расставляет свои акценты, вводит новых персонажей и наоборот убирает лишних. Так действие «Пасторальной» симфонии переносится в сказочные мифические времена и действующими лицами становятся Кентавры, собирающиеся на вечеринку, амурчики, Пегасы, Бахус с осленком. Герои «Фантазии» - очеловеченные животные, динозавры, ожившие растения, призраки и монстры – традиционные персонажи американских мультфильмов и комиксов. Микки-Маус – «мышь, которая породила империю» Диснея, культовый персонаж, популярность которого не ослабевала с самого его появления в 20-е годы. Техника, в которой они выполнены – характерный диснеевский стиль «О», названный так за использование округлых форм (они наиболее удобны для изображения разных фаз движения, их проще пустить на конвейер).

Создатели «Фантазии» полагали, что их детище станет началом нового вида искусства. Однако, скорее ее можно рассматривать как попытку изобретения новой формы коммуникации, когда собственно музыкальное сообщение за счет присоединения видео с одной стороны приобретает дополнительные смыслы, возможно, и не предполагавшиеся композитором, с другой – ограничивается определенной областью толкований, заданной мультипликаторами. Создавая свой экспериментальный проект, У.Дисней опирался на формы и образы, уже закрепленные в сознании зрителей, но поместил их в непривычный контекст, чем и вызвал противоречивую реакцию аудитории. Может быть, поэтому «Фантазия» далеко не сразу стала популярной среди широкой публики, но была замечена профессионалами, и уже вскоре после своего появления стала оцениваться ими как зачительный этап развития мультиндустрии Диснея и как важная веха в карьере Стоковского. Сам Дисней больше не предпринимал подобных экспериментов, но направление поисков, заданное им, подхватили другие режиссеры-мультипликаторы. В частности, итальянец А.Бозетто в 1972 году создал мультфильм Allegro non troppo, который так же базируется на произведениях классической музыки, имеет структуру концерта (точнее, пародии на концерт), а один из номеров прямо перекликается с «Фантазией»: «Болеро» Равеля подано как гротескная история возникновения и развития жизни на Земле, согласно которой все началось в бутылке с остатками Кока-Колы, которую забросили к нам пришельцы.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. См. Бегизова И. Взаимодействие музыки и видео в образной структуре мультипликационного фильма: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1985.
2. См. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. Спб., 2003.
3. См. Асенин С. Уолт Дисней: тайны рисованного киномира. М., 1995.
4. Массовая культура // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003. С.288-289

Вернуться к списку участников

Комментариев нет: