Доктор искусствоведения (Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского)
«КУРС СОЦИОЛОГИИ МУЗЫКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ: СПЕЦИФИКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОНТАКТОВ»
Актуальность курса: его цели и специфика. Учебный курс «Социология музыки», созданный мною для студентов второго и третьего курсов факультета социологии ГУ-ВШЭ проходил во втором и третьем модуле 2006-2007 учебного года (с конца октября до середины марта). В отечественной практике отдельного курса музыкальной социологии пока нет даже в сетке учебных часов большинства музыкальных вузов страны. Для не-музыкальных, гуманитарных учебных заведений, подобный междисциплинарный проект, ведущийся музыковедом, является также пилотным, аналогов которого (в той форме, которая была мною разработана) сегодня нет. Некоторой отправной точкой был ранее созданный мною курс социальной психологий музыки для студентов факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Первичной целью курса музыкальной социологии было дать студентам базовые знания в области взаимодействия музыки и общества, показать специфические свойства музыкального языка как средства коммуникации и психологического воздействия. В число задач курса входило рассмотрение особенностей бытования различных жанров и стилей музыки в разных слоях общества, выявление инструментов анализа современных типов слушателей, установление взаимосвязи музыкальных стилей с аналогичными, по своей социально-культурной направленности, стилями и направлениями в смежных искусствах (кино, живописи, дизайне и др.).
Вторичной, но не менее важной целью было также выработать у студентов практические навыки восприятия выразительных возможностей музыкального языка. При этом одной из задач было развить креативные способности студентов, сделать их более восприимчивыми к тонким звуковым материям, приобщить к радости понимания музыки не только как фоновой звучности, но и как невербального языка, со всеми присущими ему фонетическими, лексическими, синтаксическими и другими особенностями.
Становление курса: формы подачи материала, решение проблем. Основные проблемы подготовки курса оказались связанными с его пилотными особенностями. В частности, обнаружилось недостаточное наличие специализированной литературы. Трудность состояла и в том, чтобы, сфокусировав курс на социологической проблематике, исходить, по возможности, из внутренних закономерностей воздействия музыкального языка. Эти закономерности понятны профессиональным музыкантам, с их натренированным музыкальным слухом. Для студентов-социологов, такой музыкальной подготовки не имеющих, процесс подобной языковой «транслитерации» достаточно сложен и является, вероятно, главным стратегическим вызовом для преподавателя. Дело не только в необходимости доступного объяснения основных музыкальных терминов. Главное состоит в создании методики «быстрой заточки» слуха: приучения студентов направленно слушать музыку любых жанров, прежде всего, классическую (академическую, любого уровня сложности) как обладающую наибольшим спектром выразительных возможностей и смен состояний.
Для музыкальных иллюстраций на занятиях использовался приносимый мною складной синтезатор, аудио- и видеоаппаратура (для анализа музыки в рекламных роликах).
В формах подачи учебного материала применялся интерактивный стиль обучения. Для большей конкретизации вопросов, ставящихся перед студентами применялись элементы методики case study.
Интернет-сайты. В процессе занятий сложились формы дополнительной Интернет-коммуникации со студентами. С самого начала курса по их инициативе был создан общий электронный почтовый ящик для пересылки отдельных материалов и домашних заданий. Затем мною были созданы специальные Интернет-разделы и сайты, содержащие рабочие материалы по курсу и музыкальные примеры в формате mp3:
http://marinola.mylivepage.ru (см. метку социология)
http://mk-music.mylivepage.ru
http://k-music.mylivepage.ru
Подготовка итогового эссе: особенности и перспективы. Примерные темы для эссе были предложены в написанной мною программе курса «Социология музыки» (М., ГУ-ВШЭ, 2007). Вместе с тем, студенты проявили инициативу, предложив собственные темы. Ниже приведены примеры тем, на которые были написаны работы.
• Рингтоны в повседневной жизни: краткий экскурс.
• Влияние развития музыкального направления на структуру молодежной музыкальной субкультуры.
• Влияние музыки на образ жизни молодёжи.
• Отношение студентов консерватории к так называемой «поп-музыке».
• Музыка R&B и причины ее популярности.
• Исследование отношения студентов консерватории к классической музыке.
• Попытка анализа ЖЖ-сообществ, связанных с классической музыкой.
• Использование ритма как комплекс приемов воздействия на толпу.
• Музыка андеграунда.
• Наблюдения за интернет-форумами, на которых обсуждалась классическая музыка.
• Социально-психологические особенности организации рок-концертов.
• Популяризация рока и феномен «человека с гитарой».
• Анализ музыкальных молодежных субкультур.
• Концерт классической музыки в XXI веке: социологические наблюдения, портрет посетителя в сравнении с посетителем театра.
• Взаимосвязь понятий музыкальный вкус и поведение на примере современной популярной музыки.
В соответствии с принятой с ГУ-ВШЭ системой оценок, эссе были оценены по десятибалльной системе. Работы, которые получили 9 и 10 баллов, были помещены на сайт mk-music. На основе отобранных лучших эссе руководством кафедры планируется издать сборник студенческих работ.
Несмотря на то, что жанр эссе является достаточно свободным, некоторые авторы предпочли не ограничиваться собственными рассуждениями, а проявили изрядную исследовательскую инициативу: провели ряд опросов, используя как живое общение с респондентами, так и форму Интернет-анкетирования.
Некоторые эссе оказались снабжены приложениями не только в виде списка литературы и релевантных Интернет-источников, но также и в форме аудио-визуальных иллюстраций. Примером такой работы является эссе М. Бутюгиной о бытовании жанра современной музыкальной готики. Полностью (в мультимедийном виде) работа опубликована на сайте: http://mk-music.mylivepage.ru
Отдельно хочется сказать о проявленном студентами интересе к миру ценностей и интересов музыкантов-исполнителей. Он по-разному отразился в работах М. Гольдберг (феномен гитаристов), Е.Зосимовой (структура ценностей классических музыкантов), Ю. Новиковой (особенности музыкантских Интернет-сообществ).
Дальше всего в этом направлении пошла О.Стрелкова: она провела социологическое анкетирование студентов Московской консерватории на тему восприятия ими классической музыки, проанализировала полученные (и получившиеся весьма неожиданными для нее) результаты, а также сделала ряд предположений о путях развития методики социологических опросов среди классических музыкантов.
Попытка студентов-социологов рассмотреть подробнее столь сложную сферу как академическое музыкальное искусство представляется тем более важной, что на студенческом уровне это начинание является едва ли не одной из первых.
Обратная связь: формы и результаты. В конце курса в качестве обратной связи было проведено анкетирование студентов, выявившее, в целом, позитивные оценки данного курса с точки зрения его целесообразности, а также эффективности решения поставленных в нем задач. Тексты обратной связи можно прочитать на сайте: http://mk-music.mylivepage.ru/file/627_Feedback
Вернуться к списку участников
1 комментарий:
Who knows where to download XRumer 5.0 Palladium?
Help, please. All recommend this program to effectively advertise on the Internet, this is the best program!
Отправить комментарий