Синицына Елена Михайловна

Студентка 5 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

КИНОМУЗЫКА КОНЦА ХХ–НАЧАЛА XXI ВВ. В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: (ПО МАТЕРИАЛАМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ САЙТОВ)

Киномузыка в начале XXI века уже давно не служит чисто утилитарной цели – заглушить шум проектора, и не подсказывает зрителю эмоциональную составляющую происходящего на экране. Она выходит на равные позиции с самой сутью фильма – с авторским замыслом режиссера. И это утверждение верно не только для кино, но и для анимации. Более того, киномузыка – естественное явление для эпохи постмодерна. Щелчком кнопки мы с легкостью перемещаемся в пространстве, времени, от реальности к фантазии. И поэтому от современного кинокомпозитора требуются навыки стилизации, знание всего накопленного за много веков музыкального материала.
В киномузыке вся палитра средств музыкальной выразительности используется с единственной целью – донести до зрителя некоторую информацию, не вошедшую в вербальное и визуальное поля. Музыка в фильме, либо дополняет, либо проявляет скрытые идеи, либо создает настроение, ввергая зрителей в определенное эмоциональное состояние. Выборочный экспресс-опрос, сделанный нами на одном из англоязычных сайтов в сентябре 2007 г. и касающийся отношения к киномузыке, показал, что возрастные, гендерные особенности, национальная или религиозная принадлежность, полученное образование не столь важны для проявления сходной реакции на музыку, слышимую при просмотре фильма, сколько ценностные и мировоззренческие приоритеты людей. Мало кто из среднестатистических зрителей задумывается над связью «кадр – звук», и уж тем более мало кто отслеживает связь «цвет (свет) – звук». Зритель положительно реагирует на музыку в фильме (как и на сам фильм), только если она соответствует его внутренней шкале ценностей.
Активный скачок развития компьютерной обработки звука в конце ХХ века привел к более глубокому пониманию природы и роли звука в фильме, раскрыл новые возможности для воздействия на психологическое состояние зрителя посредством, как обработки традиционных тембров, так и созданием новых. Известные кино-композиторы по-разному относятся к этим новым веяниям. Так, Джон Уильямс [1], в середине 1970-х вернувший интерес к романтическим музыкальным полотнам, придерживается традиционного звучания оркестровых тембров. В то время как, к примеру, Говард Шор [2] активно использует обработку звука и новые тембры электрических и неевропейских инструментов. Вне зависимости от мастерства композитора, обработанный звук заключает в себе бóльшую информативность и, как следствие, оказывает бóльшее воздействие на человека, поскольку обладает не только четырьмя характеристиками музыкальных звуков (высота, тембр, длительность и громкость), но и пространственностью – пятым качеством, связанным с источником звука на экране. Этот «пятый элемент» является неотъемлемой составляющей, на которую рассчитана схема расположения динамиков систем типа Surround в кинотеатрах.
По данным ресурса www.wikipedia.com [3] Всемирная паутина располагает базой данных Internet Movie Database, IMDb [4] почти о полумиллионе фильмов и телесериалов, имеет информацию о двух миллионах профессионалах, занятых в киноиндустрии. База представляет собой редкий пример сотрудничества бизнеса и киноманов-альтруистов [5]. Практически, ни один сайт в мире, посвященный киномузыке, не обходится без своего форума, диалог на котором происходит с помощью английского языка. Результатом подобного общения стало участие автора данной статьи в обсуждении и разработке собственной трактовки одного из лейтмотивов кинотрилогии «Властелин Колец» на специализированном сайте [6].
Русскоязычные форумы не являются на сегодняшний день качественным источником сбора обработки информации, поэтому обратимся к международным сетевым ресурсам, наиболее известные из которых, – первые два в нижеприведенном (и далеко не полном) списке:
• http://www.scorereviews.com
• http://www.moviemusic.com
• http://www.magle.dk/music-forums/movies-film-music-scores
• http://www.filmmusicforum.com
• http://www.8notes.com
Тематика общения международных киномузыкальных сетевых форумов разнообразна и фактически демонстрирует разные подходы к различным аспектам анализа киномузыки. Сам анализ представлен как:
• Общий обзор – то, что на западе называется review. Предполагает общие сведения о композиторе, создателях фильма, бюджете, замысел и т.п. Информативность зависит от источников информации автора и его толерантности.
• Интервью с композитором дает возможность получить сведения из первых рук. Качество интервью – от умения задавать вопросы.
• Анализ на слух непосредственно звучащего материала: инструментария, лейтмотивной системы, использование неавторской музыки и т.п. Эффективность зависит – от умения слушать и слышать.
• Анализ нотного материала возможен при наличии изданной партитуры (клавира), или при непосредственном знакомстве с композитором и доступе к рукописям.
• Обсуждение на Форумах/Сообществах – это обмен мнениями и, если не вынесение общего вердикта совместными усилиями Интернет-сообществами, то кристаллизация разнополярных мнений: своеобразные «разговоры на кухне». Удобны тем, что нет необходимости видеть собеседника, который находится от участника дискуссии на расстоянии тысяч километров.
Как правило, в обсуждении принимают участие, как профессионалы, так и любители. Качество обсуждения в целом получается полупрофессиональное, иногда на уровне «нравится/не нравится». В целом нет привычного для отечественного музыкознания анализа нотного текста за неимением доступа к оному. Тем не менее, несмотря на отсутствие нот, исследователи того или иного саундтрека достаточно успешно справляются с анализом «на слух». Поистине влюбленными в музыку определенных фильмов, вполне взрослыми людьми создаются целые сайты, посвященные этой тематике. Возник даже прецедент «совместного» анализа музыки к такому фильму, как «Властелин Колец». Создатель одного из подобных сайтов – Мерилин Миллер [7], так объясняет сам процесс этого своеобразного «мозгового штурма»: «Итак, в течение нескольких последних лет я общалась по поводу музыки к этому фильму, или состояла в электронной переписке со многими людьми. У некоторых были вопросы. Кто-то исправлял ошибки. Кто-то предлагал свои наблюдения или делился информацией. И, наконец, рисунок стал выкристаллизовываться. Это были комментарии и письма от людей, которые хотели быть услышанными. Они любили эту музыку глубоко и страстно, и им было сложно рационально понимание или объяснение. Часто они слышали от членов своей семьи или друзей, что они немного «повернутые» на этой музыке, и они испытывали чувство благодарности, узнав, что есть такие же, как и они сами, что другие люди тоже страстно любят эту музыку. Но из-за недостатка рационального объяснения, я думаю, многие чувствовали, что есть что-то, что понимается ими интуитивно «верным» в отношении этой музыки. Это было двойственное чувство абсолютной их привязанности к музыке с тем, что они не могут внятно объяснить с точки зрения рацио» [8].
В основном, при общении и обмене впечатлениями о киномузыке, фигурируют фразы, связанные с самим действием – сюжетом. Музыкальный фрагмент определяется не номером такта (и даже не хронометражом, хотя в целостном анализе это существует), а именно местом и событием в фильме. Действительно, в отличие даже от программной музыки, где не используется явный видеоряд, киномузыка обладает реконструктивным свойством: способностью воссоздавать в воображении тот фрагмент кинокартины, к которой она была сочинена. Однако если первоначально прослушать музыкальную дорожку фильма, не зная, что происходит в фильме в данный момент, то сознание человека окажется не привязанным к сюжету, и тогда в большинстве случаев для слушателя раскроется исключительно эмоциональная сторона музыки. Это произойдет из-за того, что в кино устойчиво и весьма успешно используются композиторские техники позднеромантической традиции, прочно вошедшие в музыкальный интонационно-смысловой тезаурус современного человека. Почему именно поздний романтизм? С одной стороны, этот стиль понятен наибольшему количеству людей европейской культуры. С другой, потому что в кино рассказывается о вечных ценностях, торжество которых в современном мире является недосягаемой мечтой – некой романтической утопией. Ян Лэйк в статье «Музыка для фильмов. Часть I» утверждает: «Будучи основным течением, классическая композиция отодвинулась далеко от широкого общественного вкуса, она позволяла кинокомпозиторам широко использовать, закрепить традиции позднего романтизма, так высоко ценимыми многими слушателями» [9].
Ситуация, складывающаяся на данный момент в отечественном музыкознании в области исследований киномузыки, как самостоятельного направления (и, по словам иронизирующего Стивена Фрайя, «новой классической музыки» [10]), производит достаточно удручающее впечатление, особенно в сравнении с тем, что делается в этом направлении за рубежом. Известно, что объективный анализ того или иного феномена/явления возможен только при достаточно накопленном опыте и/или материале для исследований. Именно это, например, продемонстрировано Робином Стилвелом в специальном обзоре литературы о киномузыке, которая была опубликована с 1960 по 1996 гг. [11]. Показательно, что зарубежные исследователи уделяются пристальное внимание даже терминологическим проблемам [12].
К сожалению, в России в настоящий период киномузыка не может быть подвергнуться тщательной систематизации, равно как и сами исследования в этой области. У нас нет ни одного специализированного периодического издания, посвященного указанной теме, ни одной хотя бы обзорной книги или популярной энциклопедии. И даже в таком безбрежном океане информации, как Интернет, статьи и качественные рецензии на русском языке найти весьма затруднительно. Причины столь странной ситуации достаточно разнообразны: от порой чересчур назойливого консерватизма отечественного музыкознания – до элементарного отсутствия информации и доступа к аудиозаписям и нотам партитур киномузыки.
Если же обратиться к списку оркестров, записывающих и специализирующихся на киномузыке [13], то перед нами предстанет следующая картина:
Boston Symphony (Бостонский симфонический)
Bratislava Symphony Orchestra (Братиславский симфонический оркестр)
Bulgarian Symphony Orchestra SIF-309 (Болгарский симфонический оркестр SIF-309)
City of Prague Symphony Orchestra (Симфонический оркестр города Прага)
Czech National Symphony Orchestra (Чешский национальный симфонический оркестр)
FILMharmonic Orchestra Prague (Пражский ФИЛМхармоник оркестр)
Hollywood Bowl and Orchestra («Голливудская чаша» [14] и оркестр)
London Metropolitan Orchestra (Лондонский оркестр Метрополитен)
London Philharmonic Orchestra (Лондонский филармонический оркестр)
London Symphony Orchestra (Лондонский симфонический оркестр)
New York FILMharmonic Orchestra (Нью-Йоркский ФИЛМхармоник оркестр)
Philadelphia Orchestra (Филадельфийский оркестр)
Royal Philharmonic Orchestra (Королевский филармонический оркестр)
Royal Scottish National Orchestra (Королевский шотландский национальный оркестр)
Russian State Symphony Cinema Orchestra (Российский государственный симфонический оркестр кинематографии)
Sinfonia of London (Синфония Лондона)
Это список наглядно демонстрирует рейтинг киномузыки на уровне оркестровых коллективов. Показательно, что, например, в такой небольшой стране, как Чехия, в одной только Праге существуют целых три оркестра, имеющих отношение к киномузыке. В то время как от России – в этом международном списке – фигурирует единственный(!) симфонический оркестр.
Ведущие европейские оркестры не только специализируются на исполнении и записи киномузыки, но и проводятся фестивали киномузыки. Киномузыка в современном западном искусстве не считается неким «прикладным» стилем, а признается самостоятельным видом композиторского творчества, со сложившимися национальными школами и техническими приемами.
Несомненно, наиболее впечатляющие результаты подобного подхода в начале XXI века связаны с триумфальным шествием трех крупнейших кинопроектов, распространивших по всему миру свою эстетику: «Матрица» (1999-2003) [15]; «Властелин Колец» (2001–2003) [16]; и «Гарри Поттер» (2001-2007) [17]. Появление таких масштабных кинополотен стало своеобразным «Большим Взрывом», потрясшим «мирового зрителя» [18]. Воздействие этих картин на общественное сознание было феноменально мощным и продолжительным, что привело к активизации различных аспектов как социального, так и индивидуального Интернет-бытия кинозрителей. И независимое мнение Интернет-сообщества отражает, подвергает анализу, продуцирует процесс становления киномузыки как достаточно молодого жанра современной нам эпохи.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.John Williams, автор музыки к фильмам: Indiana Johns, Star Wars, Superman
2. Howard Shore, его перу принадлежит музыкальное оформление в Crash, Fly, The Lord Of The Rings.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/IMDb
4. http://www.imdb.com/
5. Самое печальное для отечественных пользователей то, что сайт не имеет русскоязычного интерфейса. Создание же подобного ресурса в нашей стране пока что находится в области научной фантастики.
6. См.: http://www.geocities.com/magpie930/THEMES/THelves_RivendellArpeggios.htm и http://www.geocities.com/magpie930/SIMILARITIES/chenresi/PanisAngellicus_ManyMeetings.htm#arpeggios
7. Marilynn Miller, 54, Минессота, США, ник-нэйм «Magpie».
8. См.: http://www.geocities.com/magpie930/main.htm.
9. См.: Lace Ian. Music For The Movies. Part I. – Эл.ресурс: http://www.musicweb.uk.net/film.
10. Фрай С. Неполная и окончательная история классической музыки. М., 2007. С.527.
11. См.: Stilwell Robynn J. Music in Films: A Critical Review of Literature, 1960-1996 // The International Film Music Society. V.1, №1, P.19-61. – Эл.ресурс: http://ifms-jfm.org.
12. См., например: Rosar William H. Film Music – What’s in a Name? // The International Film Music Society. V.1, №1, P.1-18. – Эл.ресурс: http://ifms-jfm.org.
13. По материалам www.moviemusic.com.
14. «Холливуд-Боул» («Голливудская чаша») – Голливудский летний театр: природный амфитеатр в г. Лос-Анджелесе на склоне Голливудских холмов (Hollywood Hills), по форме напоминает огромную раковину, встроен в дно каньона. Звук оркестра отражается от стены каньона и распространяется на склоны холмов, где расположены скамьи для публики. Здесь проходят концерты классической и популярной музыки, балетные спектакли, постоянная сцена Лос-Анджелесского филармонического оркестра (Los Angeles Philharmonic Orchestra). В Пасхальное воскресенье на восходе солнца и 4 июля проводятся богослужения. Трибуны на 20 тыс. человек и помещения построены в 1920-е годы. Первоначально этот театр назывался «Дэйзи Делл» (Daisy Dell) (см. словарь ABBYY Lingvo-10).
15. Режиссеры – Andy и Larry Wachowski.
16. Режиссер – Peter Jackson.
17. Режиссеры:. Chris Columbus (2001, 2002), Alfonso Cuarón (2003-2004), Mike Newell (2005), David Yates (2006-2007).
18. Под этим метафорическим понятием подразумевается собирательный образ зрителя современного мирового кинематографа.

Вернуться к списку участников

Комментариев нет: