Дятлов Дмитрий Алексеевич

Кандидат искусствоведения, доцент Самарской государственной академии культуры и искусств

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ
И СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМ

Музыка не мыслима вне исполнительского искусства и актуализируется в живом звучании. Сегодня, когда массовое тиражирование музыки на электронных носителях, казалось бы, должно было полностью вытеснить живое музыкальное исполнительство, оно продолжает свою активную творческую жизнь. Потребность восприятия живой звучащей музыки в концертном зале, как и традиционный интерес к музицированию сохраняются в современной культуре. В живом звучании музыки актуализируется и авторское композиторское творчество, и традиция музыкального исполнительства, и слушательская включенность в становление звучащего произведения. Исполнение музыкального произведения всегда является открытой системой, через разомкнутые границы которой проходят «токи» самых разных импульсов и воздействий.
Среди множества подходов к исследованию творчества особое значение в современной культуре имеют религиозно-философский и синергетический, которые соответствуют двум, наиболее значимым сегодня парадигмам познания. Одна видит исток творчества в инобытийном мире, другая – в творческом потенциале природы. Это – религиозно-философское понимание творчества, представленное в трудах русских философов XIX-XX веков (В.Соловьева, Н.Бердяева, Н.Лосского, Ф.Степуна и др.) и понимание синергетическое, предполагающее исследование предмета творчества подобным природной системе, существующего в динамике, непрестанно становящегося, обретающего свою форму путем самоорганизации.
Религиозно-философский аспект открывает нам такие особенности музыкально-исполнительского искусства как анагогия и апофатизм. Здесь можно увидеть, как раскрывается значение опыта границы и опыта «ничто», приобретает свой живой смысл исповедальность и соборность совместного творчества в синергии. Не всегда итогом, но всегда непременной целью живого концертного исполнения становится встреча, которая переживается всегда по-новому. Это может быть встреча с художественным образом, с единомыслием, с другой эпохой, а подчас и с сознанием автора музыкального текста, и тогда это переживается как воскрешение.
В синергетическом аспекте концертное исполнение музыки предстает как открытая диссипативная система, и, так же как в процессах природных самоорганизация рождает здесь упорядоченные структуры, структуры художественного образа. Для слушателя самоорганизация музыкальной материи предстает в виде импровизационного характера исполнения, который присущ в той или иной мере любому концертному исполнению. Исполнитель, выходя на эстраду, всегда чувствует, что ему предстоит работать в «режиме с обострением» и что он «встраивает» себя целиком: психику, физиологию, интеллект, дух в систему, для которой характерна неустойчивость и сложность. Открытость этой системы обусловлена непрерывным обменом энергией и информацией. В ней часто проявляется зависимость настоящего от будущего, музыкальная материя находится в непрерывном становлении, зыбкая и подвижная структура возникает из хаоса, рождается упорядоченность. Это происходит на внешнем плане. На внутреннем же – в работе музыканта-исполнителя - этому соответствует антиномия дискурсивности и интуиции. Взаимозависимость и взаимообусловленность интонаций в живом музыкальном исполнении соседствуют с относительностью метроритмической организации музыкальной ткани: отсюда – закономерность звучащего музыкального произведения: реактивный интонационный процесс протекает на «поле» релятивного метроритмического пространства. Неустойчивость, сложность и стохастичность проявляется даже при первом прочтении нотного текста, значение которого, казалось бы, должно быть наиболее устойчивым в процессе его интерпретации. Когда исполнитель представляет мысленно всю целостность музыкального произведения, сводит воедино все значения малейших нюансов и авторских указаний, что реализуется на уровне «надстройки» авторского текста, в этот момент и происходит явление внутренних, сокрытых смыслов. В живом концертном исполнении музыкального произведения произнесение звука и его «пропевание», соседствуя, образуют слоги-интонации, которые в свою очередь наполняют музыкальные фразы и предложения. Так звучащая ткань становится музыкальной речью.
Таким образом, феномен живого музыкального концерта предстает нам и как образ природной системы и как жизнь человеческого духа. Именно поэтому музыка всегда актуальна, всегда сохраняет свое значение, как для слушателей, так и для исполнителей. Мы находим в ней ответы почти на все наши возможные запросы, отвечаем ей «органически», чувственно, когнитивно и, в конечном итоге, своим духовным разумением. Но главная ценность музыки «высокого стиля» заключается в возможности просветлять и преображать человеческую природу, возводить ее от низшего к высшему.
Синергетический и религиозно-философский аспекты музыкально-исполнительского творчества, освещая его каждый со своей стороны, не только делают наш взгляд на музыкально-исполнительское искусство объемным. Соответствия, которые мы находим в этих различных парадигмах, позволяют сделать вывод о том, что творчество природы и творчество человеческого духа функционируют по одним и тем же законам.

Вернуться к списку участников

Комментариев нет: