Борисова Елена Борисовна

Астраханская государственная консерватория

МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Глобальная распространенность, вездесущность массовой культуры приводит сегодня к снижению роли институтов семьи и образования в музыкально-воспитательном процессе, выдвигая на первый план СМИ. Сила их воздействия так велика, что создается прецедент: познавательный материал и творческий импульс молодые получают от экранной культуры, а не из традиционных источников. СМИ, главным образом, формируют рекреативные музыкальные потребности у молодежи, и мир музыкальных грез заменяет им подлинное искусство. Информационному звуковому потоку легче функционировать в лишенной жестких нормативных установок среде подростков, где он становится все более значимой социализирующей инстанцией.
Заняв крепкие позиции в жизни молодежи, развлекательная информационно-музыкальная культура реализует себя, прежде всего, в досуге. Досуговое общение развивает личностные качества молодежи, способствуя становлению индивидуальных стилей жизни как потенциальных носителей молодежных субкультур. Но в каком направлении развивается данная сфера? Российские социологи фиксируют:
• происходит обеднение всех видов досуговой деятельности, а его модернизированные формы недоступны для слоев молодежи, ориентированных на выживание;
• СМИ контролируют значительную часть молодежного досуга, в результате, происходит расширение электронных средств его организации: телевидение, коммуникации через Интернет, компьютерные игры;
• все большая часть российских подростков проводит свой досуг «на улице», общаясь друг с другом, что ведет к вульгаризации и криминализации отношений в молодежных сообществах. Поэтому, «жаргон, татуировка, язык жестов, воровской шансон стремительно интегрируются в их культуру».
• постоянным компонентом молодежного досуга становится посещение баров, ночных клубов и дискотек [1].
Отметим также, что во всех социологических опросах, касающихся молодежного досуга, телепросмотры и дискотеки в процентном отношении неизменно преобладают. Это важно, поскольку из них черпают культурно-стилевые модели юные поклонники современной музыки. Но в отличие от домашних просмотров, дискотеки ориентированы на непосредственное общение, нехватка которого воспринимается молодежью крайне болезненно. Недостаток общения может вызвать у молодого человека депрессивное состояние, которое заканчивается забвением в наркотиках, уходом из дома и бродяжничеством, а иногда и суицидом. Дискотеки помогают снять этот негативный фактор, а также напряжение от многочисленных перегрузок техногенной цивилизации, Они дают волю эмоциональному буйству юной энергии. Однако дискотеки выступают не только психофизиологическим компенсатором, не только звуковым фоном для танцев, она – главный посредник в налаживании контактов между поклонниками конкретных направлений молодежной музыки. Именно здесь происходит самоорганизация молодежных групп, а музыка – их непосредственная консолидирующая основа. Но как конкретно влияют дискотечные формы досуга на процесс образования молодежных субкультур?
Для получения ответа, автор в течение последних пяти лет проводила социологический мониторинг среди учащейся молодежи города. Использовались качественные и количественные виды сбора информации, для выявления подростковых групп фэнов. Сознательно ограничен возраст интервьюируемых: от 13 до 18 лет, поскольку на предварительном этапе исследования зафиксировано, что наибольшее число поклонников рок-музыки, техно и клубной музыки, рэпа и других современных направлений встречается именно в этой возрастной когорте. Тинэйджеры избирают дискотеки своим собственным каналом музыкальной коммуникации. Обратимся же к полученным данным.
Дискотеки действительно очень популярны в юношеской среде. Каждую неделю их посещают до 43,0% опрошенных. Их музыкальный репертуар, по наблюдению самих респондентов, располагается в следующей последовательности: чаще других звучат диско (58,1%) и техно-стили (51,0%), за ними следуют рок (32,6%), поп-музыка (25.6%) и рэп (20,9%). Однако просьба ответить на вопрос: записи каких групп (солистов) постоянно «крутят» ди-джеи на дискотеках, – рисует несколько иную картину. На первом месте оказалась поп-музыка. В сумме, звучащие записи иностранных и отечественных поп-музыкантов подавили все остальные модные музыкальные стили. Этот звуковой натиск и всепроникаемость поп-музыки в разные музыкальные пласты породили в сознании юного поколения представление (иллюзию) о стилевом разнообразии. И еще одно наблюдение, в России произошла мутация рока. Новый гибридный стиль «поп-рок» (Ю.Шевчук первым назвал его «рокопопс») стал ведущим для многих современных рок-групп, единственно способным в стране конкурировать с поп-музыкой. Эту конъюнктурную «дуэль» быстро уловил шоу-бизнес и активизировал товарное распределение данной продукции на радио, телевидении и кассетном рынке. Но как эта пропаганда влияет на музыкальные вкусы молодежи?
Расчет коэффициента ранговой корреляции наглядно подтверждает зависимость музыкальных вкусов молодых россиян от современной звуковой индустрии:



Даже личный интерес части респондентов к классической музыке (15,1%) не может изменить общей картины – обусловленность эстетических установок подростков музыкальной шоу-пропагандой. Формируется конформный слушатель-потребитель. Шлягер и поп-рок – основные составляющие музыкального багажа нового поколения. Но шлягеру не свойственна субкультурная замкнутость и временная устойчивость. Ведь он дитя моды и стандарта. Экстенсивное его давление на юное сознание формирует (пользуясь типологией Т.Адорно) лишь развлекающегося слушателя – конформиста и в музыке, и в жизни. Напротив, поп-рок точно ориентирован на вкусы тинэйджеров (достаточно ярко демонстрируют эту направленность такие исполнители, как Земфира, Лева и Шура из «Би-2», Илья Лагутенко). По той же классификации немецкого социолога, поклонников «рокопопса» следует отнести к реактивному типу слушателей, для которых неприятие официальной музыкальной жизни предстает в виде «позы одобряемой ереси» [2, c.18-19].
Что касается других музыкальных стилей, то они имеют хоть и немногочисленных, но преданных поклонников. Здесь на выбор музыки в качестве фактора групповой идентификации активно воздействует пол респондентов. Так, большинство фанатов техно – девушки. Их выбор определяется желанием соответствовать статусным рамкам современности в глазах юношей – знатоков компьютерной музыки. Юноши серьезно увлечены роком, по большей части старыми рок-группами, отчего и рок-стили предпочитают традиционные: металл, хард-рок и панк-рок. Еще одно наблюдение, среди рокеров оказалось много любителей классической музыки. Почему? Они относят данные направления к серьезной музыке, считая, что интеллектуальная нагрузка двух различных пластов музыки делает их ближе друг другу. Кроме того, многие современные рок-музыканты активно используют звуковой материал классики в собственных композициях. Рокеры снисходительно относятся к техно-музыке, утверждая ее производность от панк-рока, но нетерпимы к рэпу как «забаве богатых «одноизвилиных» подростков». Соответственно, любители рэпа резко противопоставляют область своих музыкальных предпочтений не только рокерам, но и поклонникам поп-рока. С точки зрения гендерного подхода, рэперы стремятся подчеркнуть свою половую индифферентность, культивируя унисекс. Представляется, что это вызвано смысловой трансформацией, которую претерпел в европейской редакции новый вид «молодежной субкультуры чернокожих самцов» (по образному выражению американских социологов). Маскулинные ценности негритянских гетто обернулись обычным подростковым эпатажем с использованием оригинальных приемов танца (брейк-данса) и речитации («начитки»).
В итоге, результаты опроса предоставили нам возможность выделить следующие характерные субкультурные образования молодежи, существующие благодаря влиянию массовой музыкальной культуры. Это рокеры, фанаты поп-прока, фанаты техно, рэперы, а также небольшая по численности субкультура любителей русского шансона.
Определив содержательную структуру функционирующих в молодежной среде музыкальных субкультур, обратимся к описанию типологических признаков членов данных сообществ. Насколько групповые музыкальные предпочтения соответствуют когнитивным музыкально-эстетическим потребностям личности участника специфической субкультуры? Как сочетаются в его сознании и поведении музыкальные ценности группы с господствующими стандартами массовой музыкальной культуры? Можно ли ожидать от участников какой-либо музыкальной субкультуры девиантных проявлений?
Для решения этих исследовательских задач автор проводила глубинное интервью с 40 участниками вышеуказанных субкультур. Это предоставило возможность получить информацию о побудительных мотивах выбора молодым человеком определенного субкультурного поведения и о тех условиях, которые непосредственно повлияли на эту мотивацию. Благодаря полученному материалу, удалось обнаружить ряд устойчивых зависимостей.
Сравнительный анализ текстов интервью не только подтвердил временную устойчивость выделенных ранее видов субкультур, но и предоставил возможность типизировать индивидуальные характеристики членов данных объединений. В результате пять субкультурных образований (рокеры, рэперы, фанаты техно, любители русского шансона, рокопопсовики) четко дифференцируются по следующим показателям:
• музыкальным предпочтениям,
• субъективному выбору жизненного стиля,
• принципу внутригрупповой сплоченности,
• выбору канала коммуникации,
• половозрастным признакам.
РОКЕРЫ. Несмотря на статистическое преобладание, им свойственна внутренняя контрастность, разнонаправленность музыкальных увлечений: фанаты скиновкого рока, панк-рока, советского рока, различных ветвей «тяжелого» рока. Каждый субкультурный подвид стремится дистанцироваться от другого, посредством выделения оригинальной содержательно-смысловой компоненты из общего звукового массива рока. Например, шуточно-хулиганская тематика панк-групп и подчеркнуто патриотический настрой в националистических тонах рока скинов; стремление вернуть былое протестное идеологическое звучание русских рокеров и разрушительные мотивы современной социальности металлистов, вплоть до неоязычества. Основная черта рокеров – индивидуализм, который не способствует их целостности, но создает прекрасные условия для экспериментирования с различными моделями культурного поведения, что помогает им обрести собственный жизненный стиль. По той же причине, они избирательно подходят к выбору музыкально-информационных каналов, предпочитая самим находить желаемое. Чувство независимости, личностного самоутверждения, культивирование мужских ценностей – качественные составляющие всех молодежных рок-объединений. Это способствует быстрому освоению роли взрослого, отчего интерес к данному звуковому материалу формируется в позднем юношеском возрасте.
РЭПЕРЫ. Сплоченность, единство, солидарность характеризуют эту подростковую субкультуру, не разделяющих своих участников ни по полу, ни по возрасту. Главное – дистанцироваться от взрослого поп-мэйнстрима и музыкальных увлечений других молодежных команд. Эгоцентричность рэперов демонстративно проявляется в обособлении речевой интонации и ритмической выразительности, в независимых дискотечных hip-hop party и эпотажном поведении на них (драки, экстравагантность танца, особая символика одежды). Отталкиваясь от западной модели, они хотят создать собственный российский оригинальный молодежный стиль, поэтому их субкультура не лишена поиска. Тем не менее, будучи замкнута в узком кругу преданных рэпу сверстников, она ревностно оберегает независимость своей художественной позиции.
ТЕХНО. Эта субкультура опирается на авангардные искания в области современной музыки, направленные на экспериментирование с техно-звуком. Отсюда происходит разделение ее членов на «творцов» и «фанатов». Первые – это ее лидеры, которые увлечены творческими задачами и желанием повелевать музыкальным сознанием и вкусами диско-массы. Вторые – преданные поклонники «творцов» и техно-музыки, готовые подчиняться их музыкальному шаманству, чтобы получить психоделический эффект. Демаркацию по принципу «создание – потребление» усиливает гендер: юноши заняты составлением техно-композиций, активно осваивая западные музыкальные стили, а девушки, плохо разбирающиеся в хитросплетениях техно-жанров, испытывают лишь физическое наслаждение от подбора музыки ди-джеями. Одни не могут существовать без других, активно взаимодействуя, но одновременно сохраняя жесткую иерархичность. Естественно, что техно-материал предрасполагает к форме обмена музыкальной информации через Internet и месту консолидации своих участников на дискотеках. Однако субкультура техно не становится массовой, поскольку компьютерное звучание и поиск виртуальной образности обрекают ее на исключительность.
ШАНСОН. Сугубо российская музыкальная традиция городских низов, нашедшая отклик в душах молодых людей стремящихся понять «настоящую» мужскую жизнь. Их объединяет желание быть ближе к старшим, чем к сверстникам, и потому они разделяют музыкальные увлечения своих отцов (дедов). Следуя за бардами, любители русского шансона высоко ценят «живой» звук. Это делает их активными слушателями концертов любимых исполнителей, но и обмен дисками циркулирует достаточно успешно, способствуя интеграции поклонников криминального музыкального фольклора. Одновременно, «лагерный» сюжет песен и подчеркнутая маскулинность отдаляют субкультуру любителей русского шансона от остальных представителей молодежного музыкального братства.
РОКОПОПСОВИКИ. Музыкальная эклектика – основа этой субкультуры. Нестабильность подросткового возраста и эмоциональная подвижность приводят к частой смене музыкальных увлечений. Но рок остается в центре внимания в качестве символа молодежного протеста и источника музыкально-стилевых новаций. В тоже время, поп привлекает своей сентиментальностью и мелодичностью. Пожалуй, это единственная музыкальная субкультура, где ценится мелодическая выразительность. От остальных фанатов поп-музыки ее отличает критическое отношение к коммерческому шлягеру, особенно его поэтическим «шедеврам». Черты новаторства, озабоченность поиском новых звуковых решений не тяготят любителей поп-рока. Зачем? Если музыкальный мир так разнообразен. Нужно только интернализировать себя в нем. Конформность – основа стиля поведения, что делает их очень общительными. Для коммуникации используются любые источники (теле- и радиозаписи, интернет-сайты, собственные музыкальные коллекции) и разнообразные места (дискотеки, концерты, клубы, сэйшены). Таким образом, субкультура поп-рока грозит стать массовой.
Вышепредставленная типология молодежных музыкальных субкультур наглядно репрезентирует тезис о значимости массовой музыки в качестве фактора внутригрупповой консолидации, ее способности влиять на становление индивидуальных стилей жизни. Одновременно, она обособляет молодежные сообщества и возникает достаточно сложная картина их взаимодействия.
В интервью участники вполне определенно высказывались «за» или «против» конкретной музыкальной субкультуры, функционирующей в молодежной среде. Посредством социометрической процедуры, удалось установить, что не рокеры, а рэперы являются источником девиаций. При том, общение рэперов с любителями рокопопса и металлистами вызывает взаимное отторжение и становится наиболее конфликтным. Причиной является разность, можно сказать полярность музыкальных интересов этих подростковых команд. Однако жестоких столкновений все-таки не происходит, поскольку на родной почве рэперы осваивают совершенно иную тематику, тяготеющую к отечественной бардовской традиции, что объясняет внимание рэперов к русскому року и шансону. Субкультура русского рока оказывается весьма притягательной для всех молодежных музыкальных объединений, которые считают текст экзистенциональным толчком возникновения музыки: рэперы, скины, панки, любители русского шансона. Однако намечается и другой лидер – металлическое братство, к нему тяготеют фанаты техно, панки, скины, даже поклонники русского рока. Здесь нет противоречия, поскольку музыкальный язык «тяжелого» рока пронизывает композиции групп, почитаемых данными субкультурами. «Буфером» между двумя лидерами: субкультурой русского рока и субкультурой металлистов, выступает новое сообщество – рокопопсовики. Они тяготеют одновременно и к западному музыкальному материалу, и смысловой энергетике русского рока. В результате, реальное взаимоотношение молодежных субкультур, как и их подвидов, можно представить в виде функционирования двух пар «звезд», объединенных усилиями фанатов поп-рока:


Схема 1. Функционирование молодежных музыкальных субкультур



В итоге можно заключить, что современная звуковая среда характеризуется стилевым многообразием. Это создает условия для свободного выбора молодежью культурных образцов, и побуждает в ней желание самореализоваться через те субкультурные практики, которые соответствуют избранным индивидуальным представлениям. Но ценностный спектр действующих молодежных субкультур не просто разнообразен, а противоречив, что расщепляет, разобщает молодежные сообщества, не позволяет им создать единый поколенческий стиль, по образцу рок-культуры 80-х годов. И если последняя, как предвестник желанных гражданских свобод, несла вместе с протестом неформалов духовное обновление, то нынешний культурный эклектизм молодых скорее отражает лик потребительского общества с его массовой культурой, ориентированной на противоречия моды.

ЛИТЕРАТУРА
1. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Соц. исследования. – 2002. − №10. – С.79-87; Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // Соц. исследования. − 1998. − №12. − С.94-97; Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодёжь: десять главных проблем. – М.: Изд–во «Социум», 1999. − 89с.; Тайбаков А.А. Преступная субкультура // Соц. исследования. − 2001. − №3. – С.90-93.
2. Адорно Т.-В. Избранное: Социология музыки. − М.; СПб.: Университетская книга, 1998. − 445с.

Вернуться к списку участников

1 комментарий:

LordStudio комментирует...

Изготовление сайтов от 5210 рублей. Компания LordStudio http://www.lordstudio.ru/ телефон:+7(495)922-6690