Папенина Анастасия Николаевна

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, кафедра звукорежиссуры; Ассоциация современной музыки при Союзе композиторов СПб

ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ВОСПРИЯТИЯ АВАНГАРДНЫХ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ГРУППАМИ

Для социальной психологии методы опроса и анкетирования приобрели особое значение. Однако они с успехом могут применяться и в других областях. Г. Мак-Уинни утверждает, что «эстетические измерения – давняя ... область взаимодействия искусствоведения и психологии» .
Разнообразные направления зарубежного музыкального авангарда 1950–60-х годов представляют немалый интерес в плане исследования их воздействия на современного слушателя. Несмотря на то, что многие достижения авангарда тех лет прочно вошли в музыкальную практику, рассматриваемый период остается для слушателя 2000-х годов зачастую незнакомой областью. Причем речь идет не только о людях, получивших технические специальности, но и о гуманитариях.
Центральная задача проведенного нами эксперимента – определить, принимает ли слушатель эстетическую ценность авангарда середины ХХ века, насколько велика вероятность художественного восприятия авангардных сочинений, выяснить коммуникативность авангардного искусства, получить субъективные данные по эстетическому предпочтению и оценке прослушанной музыки реципиентами разной профессиональной принадлежности. Д. Смит в статье «Место начинающих слушателей в музыкальной науке» отмечает, что неодинаковый объем внимания, уделяемый экспериментаторами «продвинутым» и неопытным респондентам, ограничивает возможности психологии музыкального восприятия . В нашем исследовании мы учли данное замечание, задействуя реципиентов с различным музыкальным опытом (в том числе, с минимальным).
В эксперименте по изучению художественного восприятия произведений музыкального авангарда приняли участие три группы студентов Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов общей численностью 78 человек:
• будущие звукорежиссеры, окончившие полный курс музыкального училища
• будущие режиссеры мультимедиа, имеющие минимальные музыкальные и хорошие художественные знания
• будущие экономисты, не имеющие специального музыкального и художественного образования
Практическим материалом настоящего исследования стали аудиозаписи произведений зарубежного музыкального авангарда 1950–60-х годов, относящихся к различным его течениям. Были представлены шесть фрагментов из следующих сочинений: П. Булез «Молоток без мастера» для голоса, флейты, альта, гитары, виброфона, ксилоримбы и ударных (пуантилизм); Д. Лигети «Continuum» для клавесина (микрополифония); Р. Бейль «Hommage a Robur» (конкретная музыка); Д. Лигети «Приключения» («Aventures», конкретная музыка с использованием возможностей артикуляционного аппарата человека); Х. Аймерт «Звуковой этюд I» («Klangstudie I», электронная музыка); Я. Ксенакис «Metastasis» (стохастическая музыка).
В нашем исследовании мы применили два субъективно-статистических метода, представленных в виде вербального и невербального тестов:
1. Семантический дифференциал
2. Цветовой тест отношений (ЦТО) М. Люшера
Реципиенты прошли следующие этапы эксперимента:
1. Заполнение личных данных в опросный лист, устное инструктирование.
2. ЦТО Люшера
3. Прослушивание аудиозаписей
4. ЦТО Люшера
5. Семантический дифференциал
Метод семантического дифференциала (СД) позволяет проводить искусствоведческие исследования с различной постановкой задачи. СД дает результаты, относящиеся к качествам, эмоционально-оценочным свойствам и ассоциациям. Испытуемые должны были соотнести прослушанные произведения со спецификой своего восприятия, анализируя список пар прилагательных-антонимов.
Для анализа данных, полученных в результате проведения СД, нами были составлены сводные таблицы. Степень выраженности качества устанавливалась испытуемыми по многоступенчатой (7-бальной) шкале. Суммировав показатели трех степеней проявления каждого из качеств, входящих в пару противоположных понятий, мы получили данные, включающие три основных параметра.
На подавляющее большинство слушателей авангардная музыка оказала возбуждающее действие, это отметили 91% звукорежиссеров (Зв), при 0% (!) выбравших понятие успокаивающая. У режиссеров мультимедиа (М) эти показатели соответственно составили 65% и 10 %, у будущих экономистов (Э) – 68% и 6%. Также понятие напряженная выбрали 91% Зв, 85% М и 87% Э. Можно утверждать, что для части слушательской аудитории, привыкшей воспринимать музыку как средство, обеспечивающее релаксационное, успокаивающее воздействие, авангардные образцы могут принести тревогу, беспокойство, напряжение и, следовательно, негативные эмоции.
Интересно отметить полное совпадение процентных показателей по парам сильная – слабая, возбуждающая - успокаивающая: 91% и 0% у Зв, 65% и 10% у М. По паре сильная - слабая – 73% и 8% Э также показали близкие результаты. Активной музыку нашли 100% Зв, 65 % М и 55% Э. Налицо свидетельство ее мощной энергетической направленности.
Хаотичными, случайными и смутными предложенные фрагменты признало также большое количество тестируемых: Зв – 73%, 73%, 64%, М – 75%, 60%, 75%, Э – 72%, 60%, 79%. Таким образом, упорядоченными, закономерными и ясными для основной массы реципиентов авангардные сочинения не представляются, по крайней мере, после однократного прослушивания.
Необычной музыка показалась 94% Э, 91% Зв и 85% М. Действительно, слушательский опыт экономистов является наиболее минимальным, что и объясняет необычность восприятия выразительных средств авангарда. 91% Зв, 68% Э и 55% М отдают должное уникальности этой музыки. Самый низкий процент последней группы может быть мотивирован более частым практическим использованием элементов электронных сочинений и конкретных композиций в мультимедиа-проектах. Высокий показатель уникальности авангардной музыки у звукорежиссеров демонстрирует знание общей художественной картины музыкального искусства, на фоне которой подтверждается специфика прослушанных сочинений.
Отметим довольно большой процент реципиентов, избравших средний, нейтральный балл шкалы в антонимах плохая – хорошая (55 % у Зв и у М, 34% Э). Можно упомянуть устные комментарии опрашиваемых, что к музыке данные понятия они затрудняются применить, так как такая постановка вопроса кажется им некорректной. На наш взгляд, это свидетельствует о высокой культуре студентов, бережном отношении к самым различным образцам искусства, а главное, о способности мыслить аналитически. При этом скорее хорошей музыку посчитали 36% звукорежиссеров, 23% экономистов и 10% мультимедиа-режиссеров.
Приятными композиции нашли 55% Зв, 25% М, 8% Э. Видимо звукорежиссеры, обладая более обширным слушательским опытом, готовы принимать авангард как одно из музыкальных направлений, основанное на иных выразительных средствах, нежели классическая музыка. Студенты-экономисты при первой встрече с новым для них стилем отреагировали на непривычный музыкальный язык скорее отрицательно, продемонстрировав низкий процент выбора категории приятного. Сложной для восприятия авангардную музыку назвали 91% Зв, 70% М и 70% Э, при этом ее эмоциональность подтверждают 73% Зв, 80% М, 64% Э. В искренности композиторских намерений уверены 46 % Зв, 50% М, 32% Э.
В целом анализ обработанных материалов семантического дифференциала свидетельствует об осмысленном подходе студентов к эксперименту, поскольку показатели однородных понятий, например, по шкалам «сила» и «активность», «упорядоченность» и «ясность» и др. находятся в предельно допустимых границах расхождений. Данные по тесту всех трех групп реципиентов демонстрируют наиболее высокие проценты в графах, отражающих следующие качества авангардной музыки:
• сильная, активная, эмоциональная, возбуждающая, напряженная
• сложная, хаотичная, смутная, случайная
• необычная, уникальная
Цветовой тест отношений был использован в нашем эксперименте дважды – до и после прослушивания авангардных сочинений. При анализе результатов тестирования проводилось сравнение двух числовых рядов, где числа от 1 до 8 соответствуют восьми цветам.
Отношение к методике Люшера весьма неоднозначно. В кругу психодиагностов она пользуется постоянно растущей популярностью. С другой стороны, среди психологов, занимающихся наукой, отношение к цветовому тесту преимущественно отрицательное, некоторые исследователи отмечают, что работа с ним «похожа на гадание» . Действительно, можно согласиться, интерпретация значений самих цветов субъективна. Однако если брать за основу анализ изменений, перемещение позиций, связанных со сменой эмоционального состояния, то использование цвета в качестве стимульного материала при решении психодиагностических задач, по нашему мнению, оправдано.
Наиболее информативными, с точки зрения Люшера, являются первые два и последние два пункта ряда, трактуемые как наиболее приятные и неприятные цвета. Анализ изменений данных пунктов двух числовых рядов (до и после прослушивания) обнаружил:
1. не произошло трансформаций в проецировании восприятия на цветовые ассоциации у 46% Зв, 20% М и 15 % Э.
2. незначительные трансформации, выражающиеся в перемещении крайних пунктов в среднюю часть ряда, зафиксированы у 27% Зв, 25% М, 30 % Э.
3. кардинальные трансформации, свидетельствующие об изменении предпочтений (замена первых двух выбранных цветов последними и наоборот), выявлены у 27% Зв, 55% М и 55% Э.
Эти данные свидетельствуют о сильном психологическом воздействии авангардной музыки на эмоциональное состояние личности, смену настроения слушателя, что не для каждого респондента является комфортным. Несоответствие музыкального настроя эмоциональному тонусу и установкам слушателя предопределяет негативную оценочную реакцию. Отметим, что будущие звукорежиссеры, видимо, как более подготовленные слушатели, оказались психологически устойчивее к воздействию авангардной музыки 1950–60-х годов, чем их сокурсники по специальности мультимедиа-программ, и, особенно, экономисты.
По нашим наблюдениям, внешние реакции реципиентов во время звучания музыки, выражающиеся в удивленных возгласах, сдерживаемом смехе, обмене мнением с сокурсниками, наиболее активно продемонстрировала группа экономистов. В целом, амплитуда внешних эмоциональных проявлений возрастала обратно пропорционально объему музыкального тезауруса испытуемых:
• минимальная сила внешних проявлений – звукорежиссеры,
• средняя сила внешних проявлений – режиссеры мультимедиа,
• максимальная сила внешних проявлений – экономисты.
Нами предполагалась подобная реакция, и именно по этой причине эксперимент был проведен отдельно для каждой группы, чтобы исключить взаимовлияния респондентов, что могло бы сказаться на результатах исследования.
Таким образом, итоги экспериментальной части данной работы подтверждают:
• влияние художественного опыта на адекватность восприятия авангардной музыки,
• наличие богатого музыкального тезауруса способствует более высокому качеству восприятия авангардного стиля,
• взаимодействие с последними мультимедийными достижениями позволяет оценивать музыкальные авангардные сочинения как яркие произведения искусства,
• однократное прослушивание произведений авангардной музыки не дает ощущение упорядоченности, продуманности структуры,
• очевидность сильного психологического воздействия музыкальных авангардных опусов 1950–60-х годов.
Проблема адекватности восприятия не только авангардной музыки, но и авангардных направлений живописи, скульптуры, литературы, хореографии и т. д. до сих пор чрезвычайно актуальна. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют, что семантический дифференциал и цветовой тест Люшера могут с успехом использоваться для диагностики музыкального восприятия. Эти универсальные методики позволяют решать самые разнообразные задачи по выявлению особенностей художественного восприятия реципиентов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мак-Уинни Г. Обзор исследований по эстетическим измерениям // Семиотика и искусствометрия. М., 1972, с. 250.
2. Иванченко Г. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М., 2001, с. 127.
3. Метод, известный под названием «семантического дифференциала» разработан Чарльзом Е. Осгудом.
4. Конкретная музыка (франц. musique concrete, термин П. Шеффера) оперирует звуками окружающей действительности, в том числе и шумами, а также музыкальными звуками.
5. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб, с.3.

Вернуться к списку участников

Комментариев нет: