Студентка (Харьковский Национальный Университет
им. В.Н. Каразина)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена анализу музыкальной культуры молодёжи в её повседневных практиках. Благодаря анализу музыкальных предпочтений открывается возможность интерпретации социального мира молодёжи и их взгляда на жизнь.
В условиях глобальных социокультурных трансформаций, широкого спектра культурных предложений актуализируется интерес к анализу молодёжных практик, связанных с измерением потребления культурных продуктов. Молодёжь характеризуется определённым образом и стилем жизни, ценностными ориентациями, габитусом (П. Бурдье). Стиль жизни в контексте габитуса, как системы когнитивных и мотивационных структур, позволяет понять, что лежит в основе организации ежедневных практик молодого человека, каковы его эстетические представления. Габитус обеспечивает проникновение прошлого в настоящее за счёт присутствия прошлого опыта в форме схем восприятия той или иной информации (инкорпорация), мышления (диспозиция) и действия. Одним из факторов социализации человека является музыкальное искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая отображает действительность в звуковых художественных образах.
Таким образом, выходим на проблему воздействия музыкального искусства на культурную организацию повседневной жизни молодёжи. Цель: изучить социодуховную сферу молодёжи, анализируя её музыкальные предпочтения.
В рамках экзистенциализма благодаря музыкальным предпочтениям можно судить о внутреннем мире, интересах, образе и стиле жизни молодёжи. По мнению М.Хайдеггера, бытие человека в социальном мире представляется через его сознание, идеи, чувства и фантазии, воплощающее в себе духовную и психоэмоцианальную неповторимость личности.
Исследования проблем взаимодействия музыки и общества, её особенности функционирования и восприятие отдельными социальными группами представлены в работах Т.Адорно, А.Зильбермана, А.Сохора, Ю.Капустина, Г.Головинского, Е.Дукова, А.Запесоцкого, А.Клюева, С.Махлина и др.
Для анализа, поставленной проблемы, в публикации будут использоваться эмпирические данные социологического исследования [6], проводимого среди студентов высших учебных заведений Украины. В анкетировании приняли участие более 2000 респондентов. В анкете затрагивались следующие стороны жизни молодежи: успеваемость, научная деятельность, ценностные ориентации, интересы, увлечения.
Музыкальное искусство приобретает всё большую популярность в досуговой деятельности молодёжи: наиболее привлекательными занятиями для студентов являются встречи с друзьями (86,6%) и прослушивание музыки (69,2%). Это говорит о том, что музыка опережает по объёму потребления другие виды искусства. Ценностные ориентации определяются по тем видам занятий, которым акторы отдают предпочтения в свободное время. Отметим те, которые связаны с музыкальным искусством: прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, посещение кинотеатров, кафе, дискотек и концертов, физкультура (аэробика и т.д.), участие в художественной самодеятельности. На основе этих занятий выделим потребности молодёжи: общение, эмоциональный отдых, здоровье, информированность, культурное обогащение, развлечения и творчество.
Используя теорию потребностей по А.Маслоу, построим пирамиду потребностей молодёжи, связанных с музыкой (рис.1). Таким образом, видим, что музыка очерчивает жизненное пространство молодёжи, приобретает значимость на всех уровнях потребностей.
Рис.1. Иерархия потребностей по А.Маслоу
При описании социодуховной сферы современной молодёжи будем учитывать, что человек получает наслаждение от музыки в той мере, в какой она соответствует его характеру или настроению. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешние стороны протекания жизни с психологическим состоянием самого человека [7]. Аристотель выделяет качественное и количественное социальное воздействие музыки. Если расположить функции музыки в порядке иерархии, определяемой качественным значением музыки, то на первом месте окажется «интеллектуальное удовольствие», на втором – «воспитывающая», на третьем – «очищающая», на четвертом – доставляющая «физиологическое» наслаждение. Если расположить эти функции в зависимости от количественного критерия (массы, толпа), то предложенную выше иерархию следует перевернуть, так что на первом месте будет «физиологическое» воздействие музыки, а на последнем – «интеллектуальное». [4].
В ходе исследования мы определили степень популярности каждого музыкального направления среди молодёжи (рис. 2).
Рис.2 Степень популярности каждого музыкального направления среди молодёжи
Таким образом, мы видим, что молодых людей привлекает музыка, направленная на массового слушателя. В частности поп-музыка и рок занимают ведущее место. По мнению Д.Кэмпбелла и Т.Адорно, именно эти музыкальные направления носят отвлекающий характер; создают иллюзию, что всё в порядке; приносят радость, эмоциональное высвобождение; сглаживают ощущение внутренней пустоты; выступают фантомом близости между чужими людьми; внушают представления о силе, мощи и величии; актуализируют переживания жизненных трудностей; служат источником разрядки и избегания скуки.
Вывод: благодаря анализу музыкальных предпочтений можно выделить характеристики социодуховной сферы молодых людей: повышенная эмоциональность, стремление к общению, к новым переживаниям, чувствам, самостоятельности и самоутверждению. На основе эстетических представлений формируется специфический вид «культурного капитала» - «музыкальный капитал», который может определяться накопленным музыкальным опытом и мировоззрением агента. «Музыкальный капитал» позволяет актору понять и оценить те или иные продукты музыкальной культуры, формирует музыкальные предпочтения и характеризует мир повседневной жизни молодёжи. Однако данная тема будет изучаться нами в других исследованиях
ЛИТЕРАТУРА
1. Адорно В. Теодор. Социология музыки. - М.: Университетская книга,1999.
2. Бурдье П. Практический смысл /под ред. К.А.Шматко.- СПб.:Алетейя, 2001. – 562с.
3. Голиков О.С. Функціонування культурного капиталу в умовах сучастного українського суспільства: концепції та реалії // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Каразіна. «Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы». – 2006. - №752. – с.44-51.
4. Давыдов Ю.И. Искусство как социологический феномен. – М.: Изд-во «Наука», 1968.
5. Кэмпбелл Д. Как музыка воздействует на нас // Психология для всех. -2006. - №20.- с.4-6.
6. Отчет по результатам исследования «Высшая школа как субъект социокультурной трансформации», проведенного под руководством Л.Г. Сокурянской специалистами социологического факультета ХНУ им. В.Н. Каразина в 2001 – 2004 гг.
7. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Академический проект, 2006.
8. Сокурянская Л.Г. Концепция молодёжной идентичности в социологической перспективе или возможна ли молодёжь как социальная группа // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина. «Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы». – 2006. - №752. – с.44-51.
9. Философский словарь/ Под ред. А.П.Ярещенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 560с.
Вернуться к списку участников
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий